С Ритой Хорошо мы познакомились давно. Я увидела ее с рабочего аккаунта и запомнила необычную фамилию, после чего написала с личного, мол, Рита, привет, такие фотографии у тебя классные, давай сделаем с ними статью. «Давай!» — ответила Рита. — «Только давай сначала я приду к тебе и пофотографирую тебя с ребенком?»

После той фотосъемки мы подружились, и Рита еще много раз фотографировала как мою семью, так и значимые события, и какие-то рабочие backstagе-и. Со статьей, правда, тогда не сложилось, и вот только сейчас, спустя 3 насыщенных года, мы вcтречаемся, чтобы сделать, наконец, материал про нее.


— Смотри, какой проект про трансформации мы сейчас готовим, — прямо сразу начинает она показывать мне фотографии на камере. — Мы показываем людей через метафоры. И это то, к чему я шла все это время.

Мы листаем фотографии.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

— Смело, — говорю я.

Для нее смелость — оголить грудь. Для меня — обрезать ей голову.

— И мне все равно на то, что обо мне подумают коллеги. Только представь, у меня тут 10 фото человека в черном одеяле на белом фоне! Она не идеальна, и я не пытаюсь сделать ее лучше — я показываю, что она красива по-настоящему такой, какая она есть.
Странно, но через это как будто становлюсь лучше я.

— Ты редко выкладываешь такое, верно?

— Да, у меня мало подобных работ в инсте. Да и вообще работ. Больше это фотографии из жизни, где мы дурачимся с семьей. Но чтобы выложить это, моя смелость не нужна.

А тут нужна.

Но это — мое призвание. И люди после съемки говорят мне спасибо. Впрочем, они всегда благодарят.

Фотографировать людей — это то, что у Риты получается хорошо.

Начала фотографировать Рита давным давно, еще на папин Зенит, когда и произошло, скажем так, «техническое» знакомство с камерой. Но долго не было денег купить новый аппарат, и когда Рита поступила в иняз, она параллельно училась в киношколе. Это был питерской филиал ВТР центра Сергея Граня. И там можно было пользоваться профессиональной техникой!

Они снимали фильмы — и вроде это было 10 лет назад, но повестка до сих пор отражает современную действительность.

После чего Рита уехала в Германию учиться германистике, и там как дополнительный факультет выбрала режессуру. Но, вопреки ожиданиям, не осталась там, а вернулась обратно в Нижний — здесь было интереснее, и юношеская любовь звала.

По приезде в Нижний Риту приглашает В.Г. Зусман (Директор филиала НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, — прим.ред) изучать искусственный интеллект в Высшей школе экономики. Поначалу казалось, что нужно лишь немного «прокачать» программирование и математику, но на деле было сложно вписать в эту систему свой художественный взгляд, не всегда хватало ресурса понять концепции.

Следующие 2 года Рита совмещала работу с учебой.

— Тогда вы уже были вместе с Максимом?
— Ой, это отдельная история, — Рита машет рукой. — Я являлась редактором на ЛитКульте, был такой сайт для поэтов/писателей. И как-то раз появился на этом сайте молодой автор Максим. Как оказалось потом, он специально писал плохие стихи, чтобы обратить на себя мое внимание! Потому что увидел где-то, и я ему понравилась. Поначалу, я не заметила его, даже постоянно отвергала, но со временем поняла, что только ему я могу доверять. Дело даже не в том, что я его о чем-то просила, и он приезжал. Нет. Как раз таки я ни о чем его никогда не просила, но он всегда приезжал. Всегда был рядом. В общем, добивался. В какой-то момент я поняла, что только ему и могу сказать все. И доверилась.

— Ну и, собственно, Макс и подарил мне первую хорошую зеркальную камеру.
— Ура! Ты работала в маркетинговом агентстве?
— Ага, я была «клиентолюбом».
— Специалистом по связям с общественностью?
— Не, должность называлась «клиентолюб». Ну и я готовила контент, мне очень нравилось его делать, хотелось этого. И я уже тогда много снимала какие-то неочевидные совсем вещи.

— Потом появился Ермак?
— Да, потом была беременность, декрет…И почему-то именно тогда я поняла, что теперь я хочу всю энергию вкладывать только в свое дело.

Макс был не против.

«Окей, — сказала я сама себе. — «Если ты за полгода сделаешь так, чтобы твой доход был 20 000 в месяц, в офис можешь не выходить».

И я сделала. Я сделала, Тань, а представляешь, ведь моя съемка тогда стоила что-то типа 500 рублей!

Рита снимала все больше и больше, Макс работал, ребята взяли ипотеку. И вдруг в Нижний Новгород с МК приехал фотограф Женя Юлкин. Тогда Рита отдала на это обучение просто все последние деньги. Это было важно на тот момент.

Женя Юлкин очень удивил ее какой-то смелостью. Все, что кипело в душе у Риты, он озвучил словами. И тут она поняла: «Можно! Можно делать то, что я хочу!» И пошла делать.

— Хотя на самом деле, я просто пошла делать как Юлкин, — добавляет она, подняв брови и сдвинув рот на одну сторону в ироничной улыбке. — Что такое «быть собой», я поняла гораздо позже.

Рита осознала, что хорошее настроение на съемке (и ее, и клиентов) — это и есть ее «фишечка». А помог один случай: как-то раз она опоздала в студию на свадебную съемку на 40 минут. На 40 минут из часа! И благодаря своей открытости и умению расположить к себе людей, удалось свести их негатив на нет и за 20 оставшихся минут сделать отличные кадры.

Силен тот профессионал и художник, кто знает свои сильные стороны и использует их на съемке. Так что с тех пор Рита сделала вывод: «Я могу вызывать у людей классные эмоции во время съемки, и это моя сильная сторона, моя фишка. Значит, это мне и нужно делать!»

С «бумом» Instagram Рита стала в нем яркой личностью. Разноцветные волосы, эпатажные наряды, броские формулировки и хайповые темы — все это привлекает читателей и стимулирует их активность.

— Из-за моего Инстаграма у многих возникает диссонанс, когда они знакомятся со мной лично. Хотя для меня это определенная проверка. И звучит она в моей голове так:

Если ты нормально реагируешь на мою внешность, значит, ты мне доверяешь.

Но подобное притягивает подобное.
Люди приходят ко мне и хотят быть «придурками». А я, а что я? А я хочу «людей смотрящих вдаль», хотя сама веду себя как «безумная бабенка». Ну, образ у меня такой.

— Что в основном фотографируешь?

— Мои съемки, они все разные. И люди, которые приходят, они тоже все разные. Я «стою» дорого — 5 000 рублей в час. Но такой ценник у меня, чтобы спокойно заниматься творчеством — его у меня тоже много. Правда, я заметила, что если делаешь кому-то съемку бесплатно, они относятся безответственно.

— Да? Почему?

— Ну давай посчитаем. «Обычная» семья делает фотосессию один раз в год. Для них это очень ответственный момент! Помимо того, что они платят фотографу и за аренду студии, к этому событию обычно приурочен поход в парикмахерскую для всей семьи, покупка одежды на 20-30 тысяч (минимум, если семья из 4 человек!), они делают маникюр, щиплют брови, зовут визажиста… Получается, фотосессия встает семье тысяч в 50, ей-Богу.

И вот получается, что когда они приходят ко мне, я снимаю не их. А прическу, визаж, одежду. Конечно, в этом тоже нет ничего плохого. Но хочется снимать настоящее.

А когда человек пришел на творческую съемку, он как правило так сильно к ней не готовился. Он остается собой. И в результате получаются совсем другие снимки.

Но в любом случае, это моя ответственность, какие фотографии получит человек. И я несу ее, принимаю.


— Прошлым летом я ездила в бизнес-лагерь на море. И там произошла одна очень важная, чуть ли не ключевая история для меня. Я прошла процедуру эриксоновского гипноза, это технология гипноза, похожая на медитацию. Процедуру для меня проводила Наталья Седлова, она очень известный и востребованный тренер в Ярославле. И я очень благодарна ей за то, что она сделала для меня.

Вот что произошло:

На сеансе этого гипноза я вижу перед собой глаз дикого животного. Такой страшный глаз, от которого меня тошнит. И глаз не один, этих глаз много, и они разные, они меняются. Я путешествую между ними, хожу-хожу как будто по разным местам, и вдруг раз — и «вернулась в себя». А когда вынырнула, даже рассмеялась:

«Это что, надо было так далеко ходить, чтобы прийти к себе?»

Потом была встреча с Алексеем дада. С ним мы размотали до одной моей детской истории, о которой я даже и забыла. Он спросил меня: а было ли в моей жизни насилие? Нет, говорю, ведь мои родственники все меня так любили!

А потом вспомнила, что да, был у нас один сосед в деревне, дед Яга, и я так хорошо его помню, помню его дом, наш дом. Так вот, он в один день взял меня с собой гулять и поцеловал взасос. Своими старыми губами. И мне так противно было, так неприятно.

Оказывается, в тот момент мое сознание как будто «вышло» из меня и существовало рядом. И я согласна с этим, потому что все это время я фотографировала, но смотрела как будто со стороны. А сейчас хоп — и я как будто «впрыгнула» обратно в свою голову, и смотрю теперь своими глазами.

И картинка стала другая. Как следствие.

— Ты считаешь своей миссией помогать людям справиться с эмоциями?

— Считала, — молчит после этих слов. — Последнее время я стараюсь менее эмоционально отдаваться каждой съемке и проживать ее. Иначе сил не хватает. Зачем мне чужие истории? Теперь, если мне хочется уйти с головой в чьи-то чувства, я спрашиваю себя «Это чье? Не мое».

Вот например тот проект, что мы делали, «раковый».

Если полностью принять его близко к сердцу, очень тяжело станет. Зато на том проекте мы работали с командой, и я поняла, насколько мне важно, когда на площадке помимо меня есть телесное сопровождение — Даша, работающая с людьми и помогающая им раскрываться и выплеснуть все это на камеру. Марфа, которая занимается образом. Ну и я, получается, работаю тогда фотографом. Просто фотографом.

С Дашей и Оксаной Курдыбахой мы решились на подобные «трансформации» — помнишь тот проект, что я показывала тебе в начале?

 

 


Рита большая молодец, на самом деле. Я не только фотографировалась у нее, но и наблюдала, как она работает с клиентами. Она дает совсем не тривиальные задания, например, предлагает парню подумать, чем пахнут волосы его девушки, и просто помогает своим героям раскрыться.

Фотографии у нее всегда качественные и хорошие, и главное, она подходит очень ответственно к любой задаче, на самом-то деле (опоздания 40 минут — это исключение скорее, чем правило).

И я знаю, что всегда могу обратиться к Рите и рассчитывать на нее — будь то День Рожденья моего ребенка, съемка для портала или концептуальная трансформационная работа. И вы обращайтесь. Рита прекрасна :)

Вам понравится