Йога многогранна. Немного углубившись в эту сферу, я поняла, что йоги часто упоминают «энергию солнца», и мне захотелось понять, откуда берется этот подход? В чем сила солнца в йоге?

Мне всегда были интересны эзотерика, кинезиология, самопознание, чакры и все, что с этим связано. Я читала книги об этом, но без практики сложно что-то понять, поэтому я никогда особо не углублялась досконально.

Но, к счастью, если нам чего-то не хватает, оно само приходит к нам. Если посыл во вселенную был верный.

Это я сейчас про Андрея Амба и его солнечную йогу, на которой я оказалась в один из будничных вечеров.

Фото: Рита Хорошо

Андрей — преподаватель хатха-йоги, массажист с многолетним стажем, управляющий студией йоги «Шанти» и исполнитель прекрасных мелодий на бамбуковой флейте для более глубоких, чувственных медитаций.

Свои занятия он проводит в студии «Шанти», которая находится на Лядова, недалеко от ТК «Небо». К 19.30 я приехала в студию,  где уже собралась небольшая группа девушек и женщин разных возрастов. Я только-только расстелила коврик, как Андрей посоветовал взять с собой деревянный брусок и небольшой трос. Я поняла, что это поможет при выполнении определённых асан на гибкость и растяжку.

Андрей представил меня как новичка, и практика началась. Сначала сонастройка с помощью медитации и мантр, потом различные асаны на концентрацию и внимание, а затем и силовые асаны.

И все это сопровождается музыкой, которую Андрей исполняет во время занятия.

Невероятные, совершенно новые чувства. Абсолютно волшебное и глубокое погружение в себя. Его бамбуковая флейта звучит всегда во время шавасаны — позы расслабления, и позволяет достичь тех глубин в своем подсознании, которые ты даже не ожидал обнаружить. Она отлично расслабляет и гармонизирует, и вводит в какое-то особое медитативное состояние, которое потом продолжается во время практики, и за которым хочется вернуться вновь и вновь.

Когда начались силовые асаны, мне было нелегко — за день до практики была тренировка ног в зале, поэтому я сразу остро ощущала физическое напряжение, нагрузка была достаточно весомой. Но я твёрдо решила идти до конца. Старание, внимание, дыхание — и 2 часа пролетели незаметно.

Сложно описать занятия йогой, ведь это определенное состояние потока, в котором гармонично перетекает одна в другую асаны, успокаивается ум, постепенно уходят гнетущие тебя мысли, а в какой-то моменты приходят легкие ответы на те вопросы, что ты, возможно, даже и не решалась задать. Йога — это работа над собой, причем как в физическом, так и в ментальном плане, ведь чтобы удержать асану, нужно обладать определенной стойкостью во всех этих разрезах.

Настало время финальной шавасаны, — и это самые непередаваемые, приятные ощущения, когда выключен свет, ты лежишь на спине, все твоё тело расслаблено после двухчасовой нагрузки, ты чувствуешь каждый сантиметр на теле, а в голове чистота, тишина и спокойствие. И только в воздухе витает завораживающая мелодия, которую Андрей исполняет на бамбуковой флейте… Можно ничего больше не говорить.

Потом встаёшь, обновлённая, с приятной усталостью и силой спокойствия. Он заметил, что мне было нелегко, и похвалил, что выдержала до конца. У нас была запланирована еще одна встреча, на которой мне было очень интересно узнать, в чем уникальность метода солнечной йоги, и какими способами он достигает такой волшебной атмосферы в зале.


Мы встретились в Look Cafe через неделю. Обычный будний день, время бизнес-ланча, по счастливому обстоятельству в зале мало людей, буквально пара столиков. Мы говорим о йоге, медитациях, самосовершенствовании и пути к себе без отрыва от обычной жизни, ведь в этом и есть смысл — чтобы йога была образом жизни, так необходимым в суете современного мира.

— Давай начнем с традиционного, пожалуй, вопроса: что для тебя йога и почему она солнечная?

— Йога — это древнее искусство поиска ответов на риторический вопрос: «Кто есть я?»

Этот ответ  достигается разными способами, которые в совокупности направлены на достижение состояния контроля над умом, способности удерживать концентрацию на выбранном объекте. Тогда йога воспринимается практикующим как образ жизни, метод, философия, цель.

Для меня это образ жизни в первую очередь. Это некое понимание действительности и это практика, которая позволяет эту действительность понять. А солнечной она называется потому, что во время практики я концентрируюсь на солнечном светиле внутри себя.

Это один из методов удержания внимания во время упражнений йоги. Солнце — это очень сильный образ для медитации. Концентрация на нем — отличный методический прием, который позволяет человеку научиться находиться сознанием в настоящем моменте и по жизни, что, собственно, мы и развиваем на йоге. Поэтому солнечная.

Конечно, это не единственная причина, почему йога называется солнечной. Она так еще называется, потому что:

Первое: в хатха-йоге существует зацикленный комплекс упражнения «Приветствия Солнцу» — Сурья Намаскар. И в солнечной йоге он взят за основу как нить, на которую как бы нанизываются асаны, которые в дальнейшем, при практике, помогают достичь человеку какого-то оздоровительно-физического результата. Так же эта последовательность влияет на его психоэмоциональное состояние: успокаивается поток мыслей, привносит гармонию, помогает сменить стресс на радость, ну и так далее.

Второе: солнечная йога рассматривает солнце еще и как энергетический резервуар, для получения энергии из которого нужен код. Этим кодом являются специальные звуковые сочетания, которые называются солнечными биджами.

И, наконец, третье: солнце — это также духовный символ, который может объединить людей с разными взглядами на религию и философию. Солнце является источником жизни всего на Земле, и да, и оно тоже кем-то создано, однако оно является указателем и проводником к креативной Силе, необходимой каждому.

— То есть хатха йога не есть солнечная йога? Это разные понятия? Чем отличается хатха-йога от какой-то другой йоги, которую ты преподаешь и преподают другие учителя?

— Тут немного нужно внести ясность в понятия и соотнести их.

Йога – это система самосовершенствования, которая определяется логикой разных форм.

Вот некоторые из них:

  • Хатха-йога – это метод, который предполагает работу с телом и с дыханием посредством статических удержаний поз тела, во имя нахождения динамического равновесия, называемого здоровьем.
  • Раджа-йога – эта форма йоги, имеющая дело с работой сознания. Это наиболее сложная для освоения дисциплина, требующая особой чуткости и понимания внутренних процессов.
  • Мантра-йога – это метод работы с вибрациями, издаваемыми как голосом, так и внутри ума. Она позволяет очистить ум от отягощающих впечатлений, создав условия для более глубокого познания себя.
  • Бхакти-йога – метод работы с эмоциями и чувствами. Основная цель здесь – культивирование безусловной любви и принятия. Преодоление негативных состояний и работа сними.
  • Джанана-йога — это метод совершенствования своей логики, размышлений и пониманий процессов в мире.

Йога может выражаться по-разному, но каждая форма йоги так или иначе несет определенную полезную функцию, при этом, практикуя даже какую то одну форму йоги, мы можем почувствовать, что эффект распространяется на все сферы жизни. И чем больше форм йоги мы практикуем, тем сильнее будет этот позитивный эффект.

Моя основная форма йоги — это хатха-йога. Мир хатха-йоги очень велик. Он включает в себя как традиционные подходы, так и современные авторские методики работы с телом, дыханием и вниманием.
Одной их таких стилей и является солнечная йога. При том, что она в первую очередь форма хатха-йоги, она одновременно использует в своем арсенале методы других форм. Поэтому я и остановил на ней свое внимание.

Основное отличие солнечной йоги от других стилей состоит в том, что во время выполнения асан мы можем делать крии, повторять мантры, совершать дыхательные практики. Это все связано в логическую цепь, которая усиливает воздействие как самой асаны, так и всего процесса занятия.

 

— Как же появилась йога в твоей жизни? Это как-то связано с тем, что ты занимаешься массажем? Как это вообще произошло?

— Йога в моей жизни появилась 8 лет назад, до этого я успел позаниматься боевыми искусствами и цигуном. То есть я жил больше по китайской традиции, скажем так. У меня был учитель по даосским практикам, мы занимались с ним индивидуально. Также у меня был опыт еще и различных практик биоэнергетики. И когда я впервые начал практиковать хатха-йогу, это было в 2009 году на форуме Селигер, это был холодный-холодный день, потому что лето было так себе, день был дождливый, и при любой возможности мы занимались йогой вместо зарядки.

После нескольких асан я почувствовал в себе то, что до этого практиковал в цигуне, все такие внутренние ощущения быстро включились. И я с удивлением обнаружил, что да, я хочу этим заниматься, и, приехав с форума, я начал поднимать литературу, искать ресурсы, заниматься самостоятельно три месяца, потом я понял, что мне нужен человек, который показал бы мне следующий уровень. Так появилась йога, и я понял, что без нее не могу жить ни дня.

— То есть с массажем это никак не связано?

— Нет, никак не связано. С массажем у меня отдельная история, и она началась еще в детстве, когда мне было 10 лет. Моя тетя всегда просила меня помять спину, чтобы избавиться от тяжести в спине, просила часто и регулярно. Через некоторое время я понял, что знаю, где и как нужно приложить какое усилие, во время массажа, чтобы человеку стало хорошо. Тогда это превратилось в хобби, и я долгое время не обращал на это внимания.

— То есть ты сам всему этому учился?

— Сначала учился сам, просто пробуя. Прорыв случился, когда в 12 лет мне прописали массаж в санатории. Я лежал у массажиста и подсматривал, как и что он делает. Тогда наша семья жила в глухой деревне, и никакой информации особо не было, просто с миру по нитке я собирал знания и практиковался на маме, на брате, на отце, на тете, которая регулярно приходила ко мне. В основном это было чисто чувственное восприятие.  Вот так я пришел к вот этому моменту, когда один мой знакомый предложил мне поучиться у него на курсах массажа. Когда я выучился, он предложил ему ассистировать, и я помогал ему в обучении его учеников. Опять же, это не было для меня профессией, это было для меня такое свободное времяпрепровождение.

Мне нравилось делать массаж и обучать ему. У меня даже был некий «кружок», где я показывал технику, арсенал рос и рос каждую встречу, и вот однажды мне предложили это сделать профессионально и за деньги. Это было, конечно, новой ступенью. А уже потом пришли различные обучения, семинары, работа в разных салонах красоты. Сейчас у меня свой массажный кабинет. Такова моя массажная история.

— Классно. А еще очень интересно, откуда появилась бамбуковая флейта в твоих практиках?

— Бамбук — это такая фишка, которая сейчас со мной везде и на любом занятии.

Я играю на флейте в шавасане, для того, чтобы люди более глубоко ушли в то самое состояние необусловленности, в «состояние йоги».

А сама бамбуковая флейта у меня появилась где-то года три назад. На одной из вечеринок, на которую меня позвали друзья я познакомился с Варварой, она мастер-флейтист. Ее муж делал флейты, а она на них играла. Она принесла большую вязанку флейт, их было штук 20, там был круг из 10ти человек, и мы начали учиться играть.

С первого раза у меня, конечно, не получилось, потому что, чтобы извлечь звук на бамбуковой флейте, нужно очень хорошо постараться. Вымерять определенное дыхание, держать определенный ритм. Не получилось у меня я на второй встрече, а вот уже на третьей, когда я смог извлечь из флейты хоть какой-то звук, я понял, насколько здорово этот звук влияет на твое сознание.

Во-первых, там идет эффект пранаямы, (дыхательной практики), ведь когда мы быстро вдыхаем и медленно выдыхаем, включается парасимпатическая система. В результате психика начинает расслабляться, и сознание приходит в такое интересное состояние медитации. И я подумал, почему бы не использовать это во время практики, к тому времени я уже вел занятия и решил, что это было бы неплохим дополнением как в начале, так и в конце.

Во-вторых, игра на флейте развивает чувство ритма, образное мышление, и это творчество в чистом виде.

Я заказал флейту у Варвары в тональности до-мажор, это низкая тональность, и начал играть каждый день. Мне повезло, я жил на 10м этаже, и мог играть в подъезде, а там очень классная акустика. И когда ты играешь в таком помещении, ты начинаешь слышать эхо флейты и звук усиливается во много раз, это доставляет такое эстетическое удовольствие, что я просто там часами зависал и разные экспромты делал. Каждый день-два я брал в руки флейту во время занятий, и со временем это стало их неотъемлемой частью.

— Как ты считаешь, с чего нужно начать, чтобы жить в гармонии с собой и окружающим миром? Как в этом может помочь твоя практика?

— Такой интересный вопрос.

Я считаю, что гармония заключается в том, чтобы идти по срединному пути. И идти по нему осознанно, с полным пониманием того, что ты делаешь в данный момент.

Очень часто бывает такое, что мы для экономии энергии просто напросто автоматически включаем стереотипное мышление, а оно, как правило, не отвечает стандартам настоящего. Быть в настоящем — это залог того, что ты приходишь в гармоничное состояние.

Гармония — это адекватное реагирование на внешние какие-то факторы. Это и помогает в достижении успеха: быть с одной стороны спонтанным, но при этом держать  какую-то свою линию.

И, собственно, от чего зависит нахождение этого баланса? Это зависит от того, насколько у человека в данный момент есть свободная энергия. Свободная энергия — это то, что приходит собственно с практикой йоги. Это дополнительный резерв сил для поддержания внимания здесь и сейчас. И когда этого запаса много, то способность удерживать внимание в настоящем большая, и, соответственно, степень гармонии, удержания баланса, тоже возрастает.

Моя практика позволяет накопить эту свободную энергию и помочь человеку быть более гармоничным достаточно долгое время.

— Кому будет полезен такой вид хатха-йоги как солнечная? Людям, которые хотят накопить энергию, развить силу, выносливость? Как выбрать из разных вариантов именно тебя, в чем преимущество?

— Так как мы заговорили о гармонии, то следует упомянуть о том, что гармония — это баланс между силой и гибкостью, это баланс между правой и левой, передней и задней частями тела, между прошлым и будущим.

Баланс — это настоящее. Это всегда равновесная точка. И, если смотреть с этих позиций, моя практика подходит абсолютно всем людям, которые ищут гармонию.

Если кто-то ищет силу, то я тоже в какой-то степени могу помочь, потому что на моих занятиях очень много силовых упражнений, и человек может очень быстро развить свой мышечный корсет, убрать проблемы со здоровьем, связанные с малоподвижным образом жизни. Те, кто ищут расслабления, не силовых упражнений, а именно спокойствия, тоже могут найти на моих практиках много чего интересного, так как мы очень много времени уделяем растяжкам, которые позволяют расслабить сознание. Это то благоприятное воздействие, которое очень заметно после занятия йогой. Потому что йога это, конечно, прежде всего, гибкость, но не только — и сила в том числе. Я учитываю и тот, и тот момент.

На моих занятиях занимаются люди разных возрастов, и молодежь, и средний возраст, и даже пожилые люди. И все находят что-то свое.

Я стараюсь охватить полный спектр упражнений хатха-йоги, которые существуют, это и хатха йога в ее физическом аспекте, это и пранаяма. Дыхательный блок обязательно есть на моем занятии.

Так же мы заходим на такую редкую ступень как раджа-йога, она у меня такая больше подготовительная, на начальном этапе, она заключается в том, что мы учимся управлять своим вниманием в асанах. Сидя со скрещенными ногами, мы делаем определенные медитативные практики и работаем со звуком.

Мы повторяем солнечные мантры. Традиционно их повторяют чтобы сонастроиться с внутренним миром, и их повторение резонирует с энергоцентрами, которые есть у каждого человека. Это может настроить его мироощущение на более позитивный, стройный и гармоничный лад. То есть звук, согласно доктрине йоги, оказывает позитивное влияние на сознание. Мантры, которые мы повторяем в начале и в конце занятия, соединяют наш ум, тело и душу, позволяя нам через тело воздействовать и на более тонкие слои нашего существа.

— То есть те практикующие, что к тебе ходят, каждый раз получают что-то новое? Или вы начали с азов и уже продвинулись? Кто к тебе в основном ходит — опытные практики или новички?

— Скажем так, классы, как правило, у меня смешанные. Бывает, что класс уже походил какое-то время, и вот приходит новичок, и даже в этом случае новички уходят довольными, потому что я принял для себя такой подход, что каждое занятие у меня уникальное. Это опять-таки вопрос гармонии. Да, есть определенная постоянность, и она должна быть, потому что без постоянства нельзя продвинуться дальше. Но есть элемент неожиданности, скажем так, некая новизна, которую я всегда включаю в практику, это позволяет делать занятия интересными и живыми. Если спросить моих учеников, то они подтвердят, что мои занятия никогда не повторяются, либо я меняю структуру, либо я добавляю какие- либо новые элементы: асаны, виньясы, крии.

— Крии — это..?

— Крии — это специальные упражнения в йоге, которые позволяет сразу удерживать движение, дыхание и внимание, в отличие от асан. Если асана — это статическое упражнение, то крия – это нечто динамическое, челночное. Простое движение, которое позволяет захватить внимание в данный момент и удерживать какое-либо определенное, достаточно длительное время. Позволяет также воздействовать на какие-то конкретные органы, либо на энергоцентры. Есть разные крии, которые имеют какую-то конкретную цель. Я их тоже использую, и это одна из основных частей солнечной йоги.

 

Итак, мы продвигаемся дальше. Постепенно сложность занятий растет, но она растет очень незаметно для практикующих. И поэтому, когда приходит новичок, я, конечно адаптирую под него занятие, потому то он и сам привносит новую энергию в зал, но ему нужно время чтобы привыкнуть. Тогда я чуть снижаю уровень практики, я всегда подстраиваюсь под людей, которые приходят, и в этом большое отличие от аштанги, она более «бескомпромиссная», а я всегда смотрю по уровню пришедших людей, по их состоянию, ведь они могут мысленно посылать определенный запрос.

Их настроение я улавливаю во время сонастройки, и тогда приходит некое понимание, как нужно вести практику. Но веду я ее уже основываясь на каких-то базовых вещах, которые есть в хатха-йоге, которые общепринятые, и которые помогают человеку расти дальше. Но одновременно я меняю практику с учетом той группы, которая приходит в данный момент ко мне. Поэтому достигнуть такого баланса очень сложно, почти невозможно, но у меня как-то получается его поймать, и эффект получается очень интересный. Все уходят довольными.

— Ну да, я не чувствовала себя на практике новичком, чужим человеком. Все было гармонично в общем и в целом. А расскажи, какие перспективы развития для себя видишь? 

— Ну, говоря о будущем, я хочу написать книгу о солнечной йоге. Солнечная йога, конечно, это не мое личное изобретение,это практика, которая дана йогином из Индии, которого зовут Свами Джанакираман. У него была ученица-итальянка, Каролина Россо Чиконья, она и написала книгу в 1989 году, эта книга меня очень сильно вдохновила и дала мне, можно сказать, такой основной ключ к освоению практики асан. Как я говорил выше, метод в том, чтобы в каждой асане мы могли практиковать три элемента: саму асану, пранаяму и еще солнечную биджа-мантру соответствующую нужной чакре.

Это вот, собственно, метод солнечной йоги. И моя задача в том, чтобы расширить этот метод, потому что изначально в книге было дано всего лишь 25 асан, самых основных, которые дают просто понимание, что это за стиль такой.

Свою задачу я вижу расширении этой методологии.

У меня в планах, во-первых, написать более расширенную версию книги о солнечной йоге, показать различные аспекты ее применения в повседневной жизни, а также общие принципы йоги, с помощью которых можно настроить свою жизнь в современных реалиях. Ну и, конечно, в дальнейшем я думаю о том, чтобы у меня была своя школа. Это в такой «среднесрочной» перспективе. Свой учебный центр, потому что метод достаточно уникальный, и не имеет аналогов, как правило, в основном йога-сообществе.

Собственно, вот. Также очень хочу развивать сферу йоги нашего города.

Мечтаю о том, чтобы наступили такие времена, когда без практики йоги не мог бы обходиться никто, вне зависимости от возраста. Чтобы это стало повальным увлечением и хорошим тоном. Чтобы это стало образом жизни для большинства в нашей стране.

В этом я усматриваю кардинальный выход из окружающего кризиса идей, в котором мы живем. Йога — это дар миру. Это наука и искусство делать жизнь человека осмысленной и счастливой. Именно она ответила мне на мой вопрос моей идентичности. Я это я.

 

— Что нужно сделать каждому, чтобы ответить себе на этот вопрос?

— Практиковать асаны и медитацию под руководством опытного инструктора. В моих планах улучшать практику не только йоги, но и массажа, ведь они являются отличным дополнением друг друга. Я могу сказать, что массаж и йога — это как две руки: одна левая, другая правая. И в массажной практике я использую какие-то методы йога-терапии. Например, во время массажа человек может делать какую-то асану лежа на животе или на спине. Напрягает мышцы. Потом я их расслабляю руками. И это дает более эффективный результат, нежели просто массаж руками. В меня органично вплелись эти два моих направления — массаж и йога. И в будущем я хотел бы достичь какого-то более высокого мастерства и в этом, и в том. В искусстве массажа и йоги.

— Поняла. Спасибо. А конкретно применительно к массажу какие перспективы ты видишь?

— Я хотел бы его как-то более структурировать и создать свой метод… У меня сформировался с годами свой стиль массажа, и я его хочу принести в такой вид, чтобы можно было его преподать другим людям, чтобы они могли его познать и применять своей жизни, чтобы улучшить качество жизни своей и своих близких. Вот.

— Хочешь учить обычных людей массажу или помогать профессиональным массажистам достичь более высокого уровня?

— Я бы хотел, чтобы это были обычные люди, которым по каким-то причинам интересно научиться массажу. Кто хорошо чувствует руками. Очень много вокруг людей кинестетической модальности.

Да. Я могу многим поделиться с теми, кому нравятся прикосновения.

— А твои практикующие ходят к тебе на массаж?

— Конечно. Ко мне часто ходят одновременно и на йогу, и на массаж. Плюс в том, что я уже конкретно знаю, что у человека надо проработать, и сделаю массаж уже с учётом его особенностей, которые я увидел конкретно у него на йоге, на общих занятиях.

— А с какими сложностями сталкиваешься ты? Касательно йоги, массажа и продвижения своего какого-то стиля. Что самое сложное для тебя?

— Сложности… Ну, во-первых: так как мой стиль достаточно аутентичен, то у многих людей  возникает некое такое ощущение, как когда ныряешь в воду и чувствуешь определенную глубину под собой. И от этого часто бывает страшно. От этого часто приходит недоверие или что-то в этом роде. Так как мы там говорим о чакрах, о центрах и прочем таком достаточно эфемерном с первого взгляда…

Но я могу сказать сразу, как бы предвосхитив такого рода мысли, что мы всегда начинаем с понятных терминов, и все ощущения, что приходят во время практики, я постепенно раскрываю и обрисовываю человеку, чтобы ему было понятно.

Я стараюсь избавляться от сложных терминов, объяснять всё на русском языке, для того, чтобы не было каких-то таких белых пятен в понимании во время практики.

Все постепенно. Но при этом я всегда держу цель на какую-то глубину. А без определенной терминологии глубину очень сложно постигнуть. Рано или поздно все, кто занимается у меня, овладевают категорийным аппаратом…

Сложность ещё в том, что мало кто может очень долго практиковать какую-то дисциплину. Просто сейчас так вот сложилось в нашей культуре, что наблюдается поверхностное понимание или взгляд на вещи. А йога всё-таки требует более глубокого и долгого погружения.

Например, индусы намного глубже и дольше практикуют каждую асану, минут по 5, не меньше. Я тоже стараюсь какие-то асаны держать подольше, хотя бы минуты две. Этим самым я постепенно тренирую дисциплину и силу воли у себя самого в первую очередь, и у тех, кто ко мне ходит на классы. Это очень важно, потому что постоянство — это залог успеха в практике. Как и в жизни.

Регулярность посещения занятий тоже влияет. Потому что современный образ жизни очень часто заставляет людей пропускать занятия. Вот в этом, я считаю, существует определенная сложность для людей.  Я бы хотел бы их ориентировать на то, чтобы если они выбрали практику, и чтобы они бы ей следовали регулярно, с должным постоянством, и уделяли бы ей достаточно много внимания.

И, конечно, есть сложность мотивировать людей на личную практику. Я хотел бы на этом сделать акцент потому, что без личной практики никуда…

— Под личной практикой ты подразумеваешь, что они занимаются одни?

— Да. Личная практика — это когда человек занимается самостоятельно. Личная практика позволяет человеку более детально изучить свое тело и сделать тот комплекс, который ему самому необходим.

Потому что все, что происходит на классах — это среднее арифметическое, которое в этом зале сегодня существует. Никогда практика, которая проходит в зале, не подойдет на 100% к кому-то отдельно. Поэтому, для того, чтобы человек рос и прогрессировал, ему нужно понять, что без занятий дома очень сложно обойтись.

Я постоянно говорю о том, что без личной практики очень сложно достигнуть каких-то результатов в йоге. То, как мы занимаемся на классах, можно сравнить с поездкой в незнакомый город. Когда мы едем по основным улицам, и гид рассказывает о городе, показывает основные его достопримечательности. Таким образом, возникает ощущение того, что мы знаем этот город. Но в любом туристическом туре есть свободное время, в которое человек может за 2-3 часа увидеть такое, что гид ему не расскажет при всех. Именно то кафе, что ему понравится. И выпить чаю в именно там, а не где предложенно программой. Это вот и есть личная практика. Когда человек постигает что-то внутри себя. Изучает свой внутренний город более детально, основательно и находит те любопытности, которые ему больше всего нравятся. И это его мотивирует заниматься дальше с другой стороны.

— Скажи про свою личную практику.

— Она заключается в том, что я практикую сначала силовые упражнения , потом упражнения на растяжку, и также я самостоятельно практикую крии и мантры.

Мантра-практика. Она позволяет мне удерживать внимание на высоком уровне, таким образом, чтобы у людей на моих практиках было состояние покоя, расслабления.

Любой преподаватель транслирует именно тот уровень, который он достиг.

Чтобы мои занятия пользовались успехом, нужно транслировать именно этот покой, который возникает в результате работы с глубинным состоянием, которое я достигаю благодаря мантрам. Ну и сидячей медитацией. Медитация — это очень важная практика. К ней нужно подходить постепенно, после какого-то тренинга со своим телом. Тело должно разрешить дать человеку возможность практиковать более глубоко. Пусть это будет минута после часа практики асан. Но это будет очень классная минута, которая может поменять многое. И постепенно будет накапливаться кумулятивный эффект.

Мы практикуем больше и больше асан. И у нас, в результате, возникает естественное желание побыть в тишине. Тогда возникает внутренняя тишина.

Это как несколько драгоценных камней. Как золото добывать: мы просеиваем очень много породы и там возникает маленькие-маленькие песчинки золота. И также в хатха йоге. Мы просеиваем, тренируем свое тело, прожигаем его в огне. Постепенно у нас возникают вот эти жемчужины золота этой медитации. По этому, в личной практике я всегда делаю упор на такую медитативную практику. Хотя не исключаю, вообще не исключаю, практику асан. Вот так.

— Почему, как ты думаешь, люди приходят к тебе на практику?

— Потому что им нравится. Да, просто потому что им нравится, как я веду занятия. Они только так и объясняют.

Я считаю, что в нашем городе очень много классных преподавателей. И я не думаю, что я чем-то лучше них. Мне кажется, что я просто нашел свою нишу и занимаю её. И стараюсь делать свою работу максимально эффективно. И я люблю свою работу потому что… да я даже бы не сказал, что это работа, я больше назвал бы это призванием.

Потому что я думаю об этом постоянно. Потому что после практики я прихожу и тоже занимаюсь.

Для меня это процесс однородный. Я просто делюсь с людьми тем, что наработал, и это позволяет мне расти дальше.


Вот такой разносторонний разговор у нас получился. И я сижу, немного завороженная, а в голове мысли, мысли, мысли, это интервью дало мне немало пищи для ума…

Гармония в жизни, накопленная свободная энергия, сила, гибкость, спокойствие — для меня это факторы, которые сделают человека счастливым. Я согласна с Андреем, что образ жизни, в котором присутствует физическая активность и моральная работа над собой — единственный возможный в современном мире. И без гармонии в себе мы не сможем быть счастливыми никогда.

И если ваши взгляды совпадают с моими, и вы прочитали этот длинный текст до конца, и тоже нашли в нем отражение своих мыслей, добро пожаловать на занятия к Андрею в студию «Шанти«, которая находится на Кулибина 3м (2 этаж), понедельник и среда в 19.30. Либо в студию Yoga Art на Невзоровых, 51, где он ведет занятия по вторникам, четвергам и воскресеньям в 10:00, и по пятницам в 17:45.

Всем солнца, мира и спокойствия!

Вам понравится