Что можно вырастить в воде? Можно ли пить воду из под крана? На эти и другие вопросы нашли ответы на выставке в музее истории АО «ВМЗ» Усадебно-промышленного комплекса Баташевых-Шепелевых в городе Выкса в рамках «Арт-оврага» 2017 года.

Как часто мы задумываемся о значении воды в нашей жизни?! Не только в жизни человека, но и в жизни городов? Ведь где-то в сердце Африки добыть пресную воду – титанический труд, а мы каждое утро умываемся, пьем чай. Вода в кране есть всегда.  Таким же вопросом задаются организаторы экспозиции:

«… призыв всмотреться в способность воды возбуждать жизнь и объединять вокруг себя людей, задуматься, каким будет мир, если ее не будет под рукой? Как измениться жизнь, если вода станет дефицитным товаром, средством манипуляции и предметом культа?»

Выставка «Можно из под крана?» больше похожа на лабораторию, чем на музейное пространство. Колбочки, баночки, трубочки и везде вода, вода, вода.  Результат работы над проектом получился очень интересным. Художники, архитекторы, ученые и другие «водные» специалисты приложили свою руку. Представить взгляды о понятии воды помог Политехнический музей города Москвы.

На экспозиции можно увидеть измерительные приборы, кристаллы, выращенные в воде, большие установки паровых машин и другие предметы из фондов Политеха. Кстати, последний встречает гостей прямо на входе.

В рамках выставки можно тщательно рассмотреть модель паровой машины Джеймса Уатта в масштабе 1к 5. Ученый экспериментировал над кипением воды, в результате чего изобрел конденсатор. Его открытие дало мощный толчок в развитии промышленности. Конечно, потрогать и покрутить ничего нельзя, но достаточно представить масштабы этой махины, если даже ее музейный размер можно считать большим.

Не могли пройти мимо баночек с зелененькой жидкостью. Предчувствую, что ничего хорошего от такой водички не жди. Все помнят диснеевские мультики, где коварные ведьмы и колдуны помешивали в котлах зеленые снадобья. А что, зелье тоже из воды состоит. Заинтригованы?!

Но эта инсталляция называется «Хлорелла Статис» или «Видимая вода». Коллаборация двух архитекторов и физиолога позволила наглядно показать влияние воды на живые организмы. Сделав заборы из разных источников города Выксы и окрестностей, художники создали среду для размножения микроскопической водоросли — хлореллы. По мере очищения, цвет воды будет постепенной бледнеть. А это значит, что в воде находятся тяжелые металлы, очень опасные для жизни человека. Этот экспонат был создан специально для выставки «Можно из под крана?».

Чем дальше идешь по залу, становится жутковато. Рубежа Вековъ предоставила для выставки «Синего мальчика». Побывав не в одной кунсткамере, сразу всплывают воспоминания о сосудах с формалином. Зрелище не для слабонервных.

«Blue Baby Boy» — ребенок в банке. Автор поместил тело с субстанцией, имитируя эмбриона в околоплодных водах. И действительно, первое, с чем сталкивается ребенок – вода.

«Поместив ребенка в банку, Рубежа Вековъ создала для него своеобразный симулятор счастливой эмбриональной фазы, которая в случае Синего мальчика будет длиться вечно»

Кроме этого, художница представила еще один психоделический предмет — собственную книгу «Ванна, которая решила завести ребенка». Литературу в интернете не найдете, впрочем, как и биографию самой Рубежи Вековъ. Но есть страничка в инстаграм, где можно посмотреть других странных «героев», которых создает автор.

Это только начало экспозиции, самое интересное впереди. На одной стене представлена «Лесная газета», на другой картина Алексея Алпатова «День 147».  Между прочим, это одна из работ художника в его большом проекте «Шторм».

Почти монохромные «размышления» о воде, ставят под сомнение власть человека над природой. Алексея  можно считать хорошим маринистом, современным Боголюбовым или даже Айвазовским. Его холсты так же масштабны, реалистичны и наполнены энергией.

А многие из нас еще за школьной партой мечтали поставить какой-нибудь опыт на уроках химии или биологии?!  Так вот, прямо в центре музейной лаборатории стоит гидропонная установка. Кто не в курсе, это беспочвенный способ выращивания растений.

Экспонат называется «Сообщающиеся сосуды». На штативах закреплены колбы разных диаметров, к которым подключены капельницы. Вода настолько быстро циркулирует и это хорошо видно в трубках. Впечатлило! Видимо, сказывается давнишнее окончание школы.

Ну, пройдемте дальше. Большие драгоценные кристаллы, созданные методом гидротермального синтеза, так и манят своим блеском и формами. Органические объекты, обездвиженные, будто законсервированные, от Ильи Федотова-Федорова заставляют подумать о хаосе и балансе. Его микропейзажи, парящие в невесомости, попытка задержать свойства живого, сохранить движения.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Приковывает взгляд и стол-остров. Инсталляция из серии «Чувство воды» Натальи Зинцовой поражает откровенностью и мироощущением. Восстановленный стол с песком из Выксунского пруда сами по себе вряд ли смогли заинтересовать, если бы не история. Автор рассказывает о том, как она не умела плавать, и наблюдение за водой стало ее увлечением.

«У пловцов есть «чувство воды». У художников оно тоже есть. Просто оно развивается не в моменты погружения в воду, а как раз в те самые минуты, когда наблюдаешь за морем и миром, стоя на берегу»

Наверное, стол это и есть та самая точка опоры, тот самый остров, с которого автор наблюдает за миром, обретая чувство воды, чувство себя.

Самым популярным экспонатом на выставке, естественно, стал автомат с газированной водой из 80-х. Его предоставил московский Музей советских игровых автоматов. Очередь, отхлебнуть из граненого стаканчика «Ситро», протянулась до самого выхода. Машинка рабочая, несколько лимонадов на выбор, и даже нужно кинуть советскую денежку, чтобы получить результат. Монетки выдавали волонтеры выставки, поэтому любителей бесплатной водицы было много.

Пожалуй, самое приятное, что было на выставке – это запах. Одурманивающий и располагающий запах горелой древесины. Ею был усыпан весь пол. Она была рамкой этой выставки. Уже не первая экспозиция, на которой применяют угли или обгорелую щепу. Очень аутентично!

И в завершении своих впечатлений. Создатели выставки поводят параллель между этимологией названия города и водой, как стихией. Выкса переводится как поток или течение. Заглянув в историю города, вода дала толчок для импульсивного прогресса местности. Ведь Выкса возникла на песчано-глинистой почве, и появление воды дало возможность развития металлургической промышленности и городской культуры.

Хорошая, качественная выставка. Минимум текста, в достатке экспонатов, максимум историй. Такой проект мог бы прижиться в любом другом городе, ибо вода — ресурс развития всех систем жизнедеятельности, в глобальном смысле. «Все элементы мира, сам мир и то, что в нем рождается, возникает из воды», — говорил Фалес.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Есть какой-то философский подтекст у экспозиции, наглядно демонстрируя значение воды. Она не должна быть подручной, обыденной. «Можно из под крана?» — эксперимент, попытка начать формировать иное отношение к субстанции, показать ее феномен через достижения в науке и современное искусство.

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь.»

Антуан де Сент-Экзюпери

Фото: Ника Кирсанова

Вам понравится