Как сделать фотографию красивой? Как преподнести ее зрителю? Как выработать свой собственный стиль? Как спасти неудачную фотографию от забвения? Этими вопросами задается любой начинающий, да и опытный фотограф тоже.

Когда Таня, главный редактор NN–Stories, предложила написать для блога Фотошколы 2.8, я не раздумывая согласилась – тема фотографии захватила меня год назад и не отпускает до сих пор. Не так давно я была у них на открытом уроке, и один из преподавателей произвёл на мою фотографическую сущность огромное впечатление. Антон Фофонов — профессиональной фотограф, ведет курс по обработке фотографий  и, конечно, именно про него мне захотелось рассказать.

Мы договорились о встрече вечером в центре на полчаса, как я планировала изначально: в итоге проговорили полтора часа, которые пролетели как один миг, и мне показалось, что я давно знаю Антона, настолько легко было с ним общаться.

DSC_4240

— Изначально, когда начал заниматься фотографией, я не думал, что буду преподавать. Пришёл к ребятам с идеей небольшого форума или семинаров по обработке и по пейзажной съёмке. Тема эта сложная, а информации по ней было очень мало. Потом ребята предложили мне вести курс по обработке, и я с удовольствием согласился, хотя ничего такого и не вел никогда. В университете, в магистратуре у нас была обязательная практика, и я два семестра преподавал трехмерную графику студентам – это был первый действительно серьезный опыт преподавания. Здесь сфера другая, более творческая,

и мне это нравится: нравится делиться с людьми информацией, нравится видеть отклик, нравится, когда люди задают вопросы, когда они начинают разбираться, копаться. Нравится, когда ты не просто даешь какую-то информацию, а ученики такие «ага», потыкали в программе, ушли домой — ну и ладно. А как раз когда они начинают глубже вникать, понимают, что тема довольно большая и серьезная.

Диалог студента и преподавателя очень важен, и мне кажется, что «живые» фотошколы, в отличие от онлайновых, которых сейчас довольно много, позволяют в большей степени ощутить этот feedback. После прочтения самоучителей или просмотра онлайн-уроков у студентов остается много вопросов: «Ну, вот это все понятно, а как это сделать?». Здесь же мы приходим на занятие и всё разбираем: можно задать вопрос, интересующий лично тебя!

— Очень много вопросов появляется в процессе обучения, и мы занимаемся их решением, – с улыбкой продолжает Антон.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Я сидела, слушала и думала о том, что Антон постоянно говорит «мы», имея ввиду себя и своих студентов, говорит, как о едином целом, о своей команде, с которой он делится всем тем, что знает сам. Мне захотелось стать частью этой команды, узнать еще больше нового и полезного, несмотря на то, что я серьёзно изучаю обработку самостоятельно, но есть миллион вопросов, ответы на которые книги мне не дадут, – они не умеют разговаривать, это вам не Гарри Поттер!

ПО ТУ СТОРОНУ КУРСА   часть 1

— К нам приходят совершенно разные люди, которые уже давно снимают, давно обрабатывают, многое знают и умеют, но у них нет структуры, нет системы, нет общего подхода к обработке фотографий разных жанров. Приходят люди, которые только что купили фотоаппарат и не имеют практически никаких знаний по фотографии, – они одновременно записываются на курс и по съемке, и по обработке, чтобы сразу «прокачаться» во всем. И мы работаем со всеми!

— Новичкам чуть сложнее, потому что их ждет большой объем информации, их как волной накрывает, они выходят вот с такими глазами после занятий, – тут Антон показывает руками воображаемые огромные глаза и улыбается. — Изначально это не кажется сложным, кажется, что можно разобраться во всем самим, пощелкать, покрутить ползунки и будет какой-то результат, может быть, даже нормальный. Но если к обработке подходить обдуманно, грамотно, то люди понимают, что это все не просто так сделано, есть какая-то теоретическая база, на которой все и строится. Нужно понимать, почему мне вот это нравится, а вот это не нравится, и зачем я это делаю.

0evDgWQ8aoM

автор фото: Антон Фофонов

QOSdDdBxL_s

автор фото: Антон Фофонов

Антон из тех людей, которые любят и могут делиться информацией, своими профессиональными наработками. Он не делает из этого тайну или секрет, никакой воды — только полезная информация на конкретных примерах.

— Несмотря на то, что у нас групповые занятия, к каждому человеку нужно найти индивидуальный подход, каждого интересует свой тип съемок. Пейзажи, какие-то виды зарисовок, кому-то интереснее видеть что-то специфическое, кто-то больше любит портретную съемку, кто-то — коммерческие съемки: снимать репортажи, свадьбы, мероприятия. Направлений очень много, у каждого свои предпочтения. Я считаю, что очень важно услышать, что ближе и нужнее человеку, и дать ему чуть больше. Тем, кому интереснее портретная съемка, в домашнем задании я даю побольше портретов, чтобы они тренировались именно на этом, кому интереснее пейзажи, я даю побольше видов, чтобы они потренировались на них. Все люди очень разные, им нельзя давать одно и то же, иначе ни у кого ничего не будет получаться.

Мне кажется, этот подход — услышать человека и дать ему то, за чем он пришел, — это и есть самое важное. 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

— Я «задаю» несколько фотографий, которые нужно обработать. Затем мы смотрим их на большом экране (я вывожу работы без имен), и определяем, кому какая фотография нравится. Это очень интересно, дополнительно мотивирует, чтобы на фоне других ты не был отстающим, а мог конкурировать своими идеями в обработке. Это позволяет человеку видеть, на каком уровне относительно других в своей группе он находится. Групповой разбор заданий– это не только интересно, но это еще и дополнительный пинок!

Jz_QhIr8wk8

автор фото: Антон Фофонов

6ggDxqZ1n5I

автор фото: Антон Фофонов

Кивая головой, я мысленно соглашаюсь, что нет лучшей мотивации, чем «волшебный пендель».

Аttention! ЛАЙФХАКИ обработки!

Самые распространенные ошибки новичков.

  1. Гиперболизация инструментов. Первая ошибка: человек считает, что если он обработал, нужно, чтобы это было видно. Если ты обработал фотографию мягко, то непонятно, то ли ты обработал, то ли она сама такая получилась — свет так упал, композиция идеально построилась. Человеку нужно показать, что он поработал — все выкручено, не зря залез в программу. Чрезмерная изначальная обработка – это плохо.
  2. Отбор фотографий – это сложность не только для новичков, но и для опытных фотографов. В результате должны остаться те фото, которые показывают суть и будут выгодными для обработки. В идеале мы должны еще до съемки иметь в голове уже конечную картинку. Обработка зависит от стиля съемки и от того, что мы снимаем.
  3. Видение конечной картинки – это тоже проблема начинающих, потому что они снимают абстрактно. Важно понимать общий подход и придерживаться его от подготовки к съемке, на самой съемке, при обработке и, в итоге, к конечному результату.
  4. Неправильное понимание некоторых параметров, например, баланс белого. Если хотят сделать фотографию теплее, просто делают баланс больше. Но, строго говоря, все цвета у нас сжимаются в теплые оттенки, и фотография теплее не становится — все становится желтым. Решение таких вещей лежит в совокупности инструментов, нельзя одним инструментом взять и все сделать классно. Это системный подход.
z_3f3bb486

автор фото: Антон Фофонов

L2Gj6wVC_h0

автор фото: Антон Фофонов

Я старалась не дышать и не двигаться, слушая Антона. Как же мне все это интересно и важно знать!

— На занятиях мы стараемся выделить то, что каждому человеку ближе в обработке, и потом следуем этому стилю. Разбирая фотографии, все приходят к тому, что им нравится определенная стилизация. Она не всегда одинаковая, но направление у нее примерно одно и то же для каждого. Стилизация – это узнавание, процесс долгий, непростой и окончательно он приходит с годами.

Я не обещаю, — Антон смущенно улыбается, – что за два месяца мы поставим каждому свой фирменный стиль, но его задатки точно сформируем.

Все хотят, чтобы их стиль был узнаваем в фотографиях, на которых авторство не стоит.

o1pNCJNOQf8

автор фото: Антон Фофонов

z_85973604

автор фото: Антон Фофонов

– Антон, поделись, пожалуйста, приемами в обработке, которые всегда действуют?

  • С чего начинается обработка, так это с баланса белого! Если баланс белого некорректен, фотография обработана неправильно – это сразу видно и это самая большая ошибка. Правильный баланс белого дает множество цветов, картинка будет смотреться хорошо, белый будет белым, красный – красным, а не оранжевым. Если мы не уверены в балансе белого, лучше оставить его чуть-чуть холоднее. Из холодных оттенков легче потом будет доработать фото, чем из теплых.
  • Яркость фотографии. Пересвеченное фото смотрится хуже, чем недосвеченное. Если мы не знаем, что делать в такой ситуации, лучше сделать фотографию немного темнее, чем пересветить. Наш глаз так воспринимает лучше.
  • Единый стиль обработки серии фотографий. Здорово, если начинающий фотограф сразу будет следовать этому правилу.
  • Чистая обработка с чистыми цветами – это подход, который позволяет получить хорошую фотографию. Мы всегда начинаем с чистой обработки, а все остальные накрутки, стилизации уже приходят потом. Чистая обработка не может быть плохой, она может быть скучной и неособенной, но она всегда хороша. Это вы должны уметь делать точно, – серьезно говорит Антон, – а все остальное – дело вкуса.
2CIPUj8QxyY

автор фото: Антон Фофонов

yRXJjxvHFvM

автор фото: Антон Фофонов

— Есть ли направления в обработке, тенденции?

— Однозначно сейчас есть стремление к пленочной имитации, кросспроцессингу. Это можно проследить в разных стилях, в черно-белой обработке, художественной. Когда мы начинаем заниматься, всегда есть строгое разделение: первое – это чистая обработка, второе – это художественная обработка.

  • Обработку с чистыми цветами, с хорошей проработкой всех деталей сложно сделать, гораздо легче сделать все немножко темноватым, затонировать. Многие, попробовав поработать с чистой обработкой, понимают, что это сложно, и делают обработку под пленку: шумок, тени подтянули – и видно, что фото обработано. Это проще, чем хорошая чистая обработка, – уверенно говорит Антон.
  • Авторская художественная обработка. Мы можем «вертеть» абсолютно разные цвета, если есть такая задумка: на фотографии шарф красный, мы можем сделать его оранжевым или чуть более малиновым — это не проблема, но мы должны понимать, зачем это делаем? Потому что будут лучше сочетаться цвета? Изменение тона цвета всегда должно быть обосновано.
_snLO2L6U04

автор фото: Антон Фофонов

7s7WAMwqyRU

автор фото: Антон Фофонов

— Очень часто возникает вопрос: «Когда заканчивается обработка?», – Антон прочитал мои мысли и угадал мой следующий вопрос. Сначала можно обрабатывать фото в Lightroom — это первый этап, второй этап — Photoshop. Самая главная проблема: когда мы понимаем, что у нас есть готовая фотография, с которой больше не надо ничего делать?

И я всегда отвечаю студентам, что

как только мы перестанем отвечать себе на вопрос: «А зачем?», обработка должна заканчиваться. Мы должны все делать обдуманно.

— Например, у нас скучноват фон, мы его немного раскрасим или сделаем поцветнее. Хорошо, сделали. Потом мы начинаем что-нибудь размывать… Но зачем нам размытие? «Не знаю, вроде хочется еще что-то добавить», – отвечает мне студент. Вот все. Не надо дальше никаких «размытий»! Потому что начинаются расплывчатые ответы. И нужно быть с собой почестнее в этом плане.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Как сделать фотографию интереснее?

  • Мы можем интересно обработать фотографию, но это, конечно, не залог успеха для любого снимка, – должен быть хороший свет, должны совпасть погодные условия.
  • В кадре должно происходить что-то интересное, даже если это типичное место. В нем может происходить что-то необычное, могут быть люди. Они как-то друг с другом взаимодействуют или взаимодействуют с задним, передним планом, и у нас уже появляется что-то, что отличает эту фотографию. Например, движение в кадре – фотография уже интереснее, плюс мы это еще и обрабатываем.
  • Ракурс – это тоже способ выделить фото. Мы привыкли смотреть с высоты своего роста, поэтому попробуйте присесть или даже лечь, положить фотоаппарат на землю или под какой-то предмет. На переднем плане должно быть видно, что этот снимок сделан через что-то. Сейчас появились такие вещи как квадракоптеры, – тут Антон разулыбался, он рассказывал мне, что мечтает о таком, – они позволяют снимать с высоты птичьего полета, из тех мест, куда можно долететь только на вертолете, и это тоже очень классно!

Когда все эти составляющие – обработка, сама съемка, ракурс – складываются, получается необычная, потрясающая фотография, одна из тысячи.

Да, возможно, придется встать в 5 утра и поехать в неимоверный дождь с грозами, или замочить технику, или промокнуть самому. Это наиболее понятный пример, потому что в дождь с грозами мы обычно не снимаем. Но в действительности то, чего мы не видим, то, что происходит на улице в такую погоду — это и есть самое необычное! В любых неординарных условиях нужно брать фотоаппарат и ехать снимать, тогда самые обычные места будут интереснее.

И в обработке то же самое: не нужно бояться экспериментировать, потому что для этой конкретной фотографии у вас еще нет ни пресетов, ни каких-то наработок. Не нужно загонять себя под какой-то шаблон и стараться обработать ее так, как вам вообще не свойственно. Я постоянно экспериментирую, не зацикливаюсь и позволяю себе вольности. Если я вижу, что так будет лучше, я делаю. Стиль – это очень круто, но для меня гораздо важнее конкретное фото и конечный результат!

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Фотографии Антона публикуют сообщества Nikon и National Geographic. Здорово, правда?

— Сама по себе публикация — это так или иначе уже какое-то признание, потому что это крупные сообщества, – смущённо говорит Антон. Сейчас социальные сети — одно из самых мощных средств распространения информации, потому что, если тебя разместили где-то там на сайте Nikon, кто об этом узнает? А если тебя размещают в сообществах в социальных сетях, это увидят много тысяч человек, поэтому, естественно, это приятно. Так или иначе, но это субъективная оценка отдельных редакторов.

— Публикация — это здорово, но это все лишь публикация. Это не значит, что у меня фото настолько суперские. Мне гораздо приятнее, когда люди оставляют комментарии и пишут сообщения: «Здорово и офигенно», когда есть отклик. Ты думаешь: ну, прикольно, я буду стараться делать еще лучше! У Nikon был всероссийский конкурс, и я победил в номинации «Мой город», это было чуть более стояще! Мне даже призы прислали: фотоаппарат и флешку – улыбается Антон. — Мне бы, конечно, хотелось размещаться в печатных изданиях, фотографии должны быть распечатаны на бумаге. Сейчас все очень ленятся печатать фотографии. Эра цифровой фотографии – это очень здорово, можно посмотреть фото на экране телефона или монитора. Я считаю, что фотографии должны быть распечатаны и их нужно смотреть в большом размере. Я не занимаюсь продажей своих фотографий, но у меня иногда хотят купить распечатанные фото, чтобы повесить где-то у себя, и это тоже очень здорово.

IE2nL4PnpmY

автор фото: Антон Фофонов

z_f7b5276f

автор фото: Антон Фофонов

ПО ТУ СТОРОНУ КУРСА часть 2

— Сейчас во время последнего курса в школе мы провернули такую вещь. Я сказал: «Ребята, ваши мониторы так или иначе показывают по-разному, поэтому очень сложно объективно судить вашу обработку. Давайте так: вы печатаете все фотографии, и мы их сравниваем». Потому что отпечатанная фотография – это готовый продукт, который не зависит ни от монитора, ни от чего. И на курсе мы отдельно останавливаемся на том, как подготовить фотографию к печати. Все косяки, все нюансы вылезают именно при печати фото в большом формате.

И я говорю ребятам, что вы тогда научитесь хорошо обрабатывать фото, когда будете смотреть на распечатанную фотографию в большом размере, и вас ничего не будет на ней смущать. Это хорошая проверка для себя и объективный взгляд. Все, что мы не доделали: поленились убрать искажения, мусор или небольшой шум и что-то еще -все это видно! Хорошая фотография на уровне складывается из этих мелочей.

bg6pgwCpvAs

автор фото: Антон Фофонов

lov5e4oolRI

автор фото: Антон Фофонов

– В любой сфере деятельности важны мотивация и вдохновение, для фотографа это обязательно. Важно всегда быть в тонусе, быть открытым и настроенным, как ты думаешь?

– Мне кажется, фотограф должен быть просто интересным человеком для самого себя и для окружающих. Научиться фотографировать и обрабатывать можно, кто бы что ни говорил. У кого-то чуть больше способностей, у кого-то чуть меньше. Как правило, у интересных людей, которые много чего знают (и это даже не относится к фотографии), которые многим интересуются, получаются действительно какие-то необычные фотографии. Они смотрят на мир не как все, они понимают, что типичные вещи не так интересны. Это классно!

— Хорошие фотографы — творческие и интересные люди. Они не зацикливаются на каких-то вещах. Например, сейчас я часто вижу людей, которые очень зациклены на технической стороне фотографии: чтобы никаких аберраций, искажений и т.д. Но они забывают об изображении на фотографии: зачем они это снимают? Покупают новые фотоаппараты для того, чтобы у них повысилось качество, и в итоге сами фото получаются не очень интересные. Вот этого нужно стараться избегать. Нужно постоянно искать что-то новое: смотреть фильмы, читать книги, искать вдохновение. Многие спрашивают: какие фотографии смотреть, чтобы мои фотографии стали лучше? Почему вы так себя ограничиваете? Почему надо обязательно смотреть фотографии? Вокруг очень много сфер, и вдохновение можно черпать откуда угодно!

— Если это вдохновение будет не из фотографии, это будет еще лучше, потому что все новое, что вы привносите в фото, откуда-то извне: какие-то вещи, детали, фишки. Они изначально находятся в другой сфере, и, смешивая разные виды искусств, можно сделать действительно что-то интересное, особенное. Мне тоже хочется нащупать что-то необычное, я думаю, что каждому фотографу хочется это сделать. Найти что-то такое, чего еще не делали, или на что не обращали внимание, что позволило бы сделать фотографию интереснее. Я до сих пор в процессе развития. Сейчас я стараюсь изучать разные ресурсы в этой области, без развития очень сложно искать новое.

Я думаю, когда человек понял, что ему некуда развиваться — все, как творческая личность он погиб!

WPc66UHGaJ8

автор фото: Антон Фофонов

– Что бы ты пожелал начинающим фотографам и людям, которые просто любят фотографировать?

– Больше фотографировать. Реально, практика! Если вы не будете снимать – у вас не будет прогресса. Снимать 1 раз в месяц из-за того, что «Ну, у меня же лежит камера – надо поснимать» — это не вариант. Или, знаете, ходит такой человек с прибабахом: «Ооо, хочу все снимать! Пью кофе? Надо снять, иду в туалет – надо снять, я увидел котика, и надо и его снять», – тут я не выдерживаю, и мы оба хохочем.

— Не нужно это понимать в таком виде. Нужно всегда быть готовым увидеть что-то интересное. Я зачастую выхожу гулять без фотоаппарата, специально, чтобы увидеть то, что не вижу при съемке. Я иду и стараюсь замечать какие-то интересные детали, людей, окружающий мир и стараюсь за что-то зацепиться.

SXLylQRagqU

автор фото: Антон Фофонов

Три пожелания ♥ ♥ ♥

  1. Чаще снимать, брать друзей и  тренироваться на них, на кошках (ну, «на кошках» — это так, образное выражение). Стараться пораньше вставать, подальше выбираться, искать постоянно!
  2. Замечать больше деталей, во всем можно найти интересную особенность и вещь, которую можно потом заснять. Лучше снимать не сразу. Подумайте, что можно еще с этим сделать: можно ли снять это в таком-то свете и так далее. Не торопитесь, особенно, если есть возможность вернуться и поэкспериментировать.
  3. Пропускайте это через себя, свои идеи, чтобы результат был действительно крутым! Не так что: а! увидел, снял — и нормально. Больше думайте и вдумывайтесь, что вы хотите рассказать людям! Как правило, у людей, которые часто и много снимают, это механически происходит. Не надо думать, что вам повезет: удача, конечно, много решает, но, как правило, она улыбается тем, кто много снимает и ищет. Если вы снимаете раз месяц и думаете, что выйдете, и как раз в этот момент получится, — тут Антон делает паузу, – как правило, такого не происходит.

Вы можете вставать целый месяц утром рано, чтобы поймать туман или необычное состояние природы, и целый месяц у вас ничего не будет получаться. А на следующий день получится именно то фото, которое вы искали, но вы не сделали бы его без упорства! Поэтому не надо опускать руки, когда что-то не получается! Упорство в этом деле — очень важная штука!

MKrk-PHnBPc

автор фото: Антон Фофонов

БЛИЦ ОПРОС!

Canon или Nikon? – Nikon

Цветная фотография или черно-белая? – Черно-белая

Концепция или удачный кадр? – Удачный кадр

Фотография с людьми или без? – Фото с людьми.

Вдохновение или упорство? – Упорство.

ZwI_dSYEEaU

автор фото: Антон Фофонов

Вот так пролетели почти полтора часа разговора, наш кофе безнадежно остыл, телефон почти разрядился. Я сидела на мягком диване, как прибитая. Знаете, это чувство, когда вы только что посмотрели глубокий фильм и находитесь еще в нем, так и у меня – я до сих пор была в этом разговоре. Это невероятное ощущение, вдохновение, можно как угодно назвать… Но для меня это были одни из самых интересных фотографических моментов в жизни! Спасибо Антону за это!

Вам понравится